пʼятниця, 16 жовтня 2015 р.

Приглашаем Вас в Волго-Вятский филиал ГЦСИ на встречу в рамках цикла концертов-лекций «Сюрреализм в ...

Приглашаем Вас в Волго-Вятский филиал ГЦСИ на встречу в рамках цикла концертов-лекций «Сюрреализм в ...

Приглашаем Вас в Волго-Вятский филиал ГЦСИ на встречу в рамках цикла концертов-лекций «Сюрреализм в музыке»

Серия концертов-лекций ансамбля «Студия новой музыки» (Москва) раскрывает тесную, на уровне технологии лежащую связь живописных полотен и музыки ХХ века. Пути, которыми шли к открытию нового в своем искусстве живописцы и музыканты ХХ столетия, пересекались чаще, чем в другие эпохи. Композиторы и художники были членами одних и тех же творческих объединений, работали совместно над театральными постановками, вдохновляясь общими проектами. Таково было содружество Стравинского и Пикассо, Шёнберга и Кандинского и др. Например, Василий Кандинский был тем художником, который ближе всех подошел в живописи к чисто музыкальным принципам. Избавившись от диктата форм окружающего мира, он заставил звучать линии и цвета на своих абстрактных полотнах. Его друг и ровесник, композитор Шёнберг, освобождал в те же годы музыку от оков тональности и при этом сообщал ей ряд живописных принципов. Их близкая дружба вошла в историю искусства ХХ века, а необычайно «музыкальная» и остросовременная живопись Кандинского вдохновила многих композиторов на создание музыкальных посвящений.

Хотя по большому счёту лишь во второй половине XX века сюрреализм стал привлекать к себе композиторов, Эрик Сати ещё в 1917 году в музыке к балету «Парад» вплетал в партитуру револьверную пальбу, гудение сирен, шум самолётов, постукивание пишущей машинки, всплески воды, звон бутылок. Первым композиторам-сюрреалистам пришлось услышать упрёки в экстремизме, музыкальной клоунаде. Не обошла эта участь и француза Пьера Шеффера (р. 1910), родоначальника «конкретной музыки». Чуть позже Америка узнала «магнитофонную музыку» Джона Кейджа (1912 - 1992). Его эстафету подхватил Карлхайнц Штокхаузен (1928 - 2007). Музыкальные произведения сюрреалистов напоминали хеппенинги. Своеобразным аналогом фроттажа, автоматического письма и декалькомании стала музыкальная алеаторика, метод, допускающий неопределенность или случайную последовательность между элементами музыкальной ткани. Композиторы Дьёрд Лигети (1923 - 2006) и Маурисио Кагель (1931 - 2008), развивая традиции первопроходцев, существенно расширили музыкальное сюрреалистическое пространство.
Подробнее:
http://www.arttube.ru/index.php/place/view/20751 #arttube #arttube_ru
http://www.arttube.ru/index.php/place/view/20751

Немає коментарів:

Дописати коментар